Написание статей, эссе и аналитических материалов руководителями, CEO и другими профессионалами является ключевым инструментом построения личного бренда и демонстрации экспертизы.
Однако соблазн использовать LLM (Large Language Model) —большая языковая модель, тип программы искусственного интеллекта, которая может распознавать и генерировать текст) таит в себе
главную опасность: подмену реальной компетентности её иллюзией.Когда за автора статью по сути пишет LLM, возникает феномен
«псевдо-авторства».
Внешний результат создает «эффект ореола» вокруг человека: аудитория приписывает ему глубину мысли и широту знаний, которые являются продуктом алгоритма.
Это ловушка: публичная репутация начинает опережать реальные когнитивные способности и глубину понимания темы, что неминуемо проявится в живой дискуссии или выступлении, нанося сокрушительный удар по доверию.
Использование технологий LLM для эффективной разгрузки от когнитивных тренировок может оказывать пагубное влияние на обучение и память и заставлять людей неправильно оценивать собственное понимание или способности, приводя к когнитивным ошибкам.
Аналогия: Если робот в спортзале будет поднимать тяжести за вас, ваши мышцы атрофируются, и вы станете зависимы от помощи даже для простых задач. Точно так же привычка перекладывать мышление на LLM может привести к тому, что собственные когнитивные «мышцы» ослабеют.
Составление статьи или эссе — это процесс переосмысления аргументов, выстраивания логических связей, подбора точных формулировок, обнаружения слабых мест в собственной логике.
Когда LLM делает это за автора, предлагая «идеальные» правки и важные дополнения, он получает
результат, но избегает
процесса, в котором и происходит настоящее осмысление и обучение. Это все равно что получить готовый ответ на сложную математическую задачу, не поняв хода решения.
- Использование LLM для составления, правки эссе и статей приводит к парадоксу: краткосрочное улучшение качества текста не равно приросту реальных знаний и навыков у автора.
- Студент или эксперт получает качественный текст, но избегает главного — когнитивного процесса глубокого анализа, переформулирования мыслей и выявления логических ошибок, который и составляет суть обучения и развития экспертизы.
- Это создает опасную иллюзию компетентности и не приводит к переносу знаний на новые задачи, выполняемые без помощи LLM.