Многократно замечено и в спорте, что команда выигрывает не только благодаря лучшей технике игры и толковым тренировкам, но и потому, что испытывает кураж, задор в игре.
Давно понято, какой источник результативности таится в настроении. И какие силы, средства тратятся на то, чтобы его поднять, поддержать: артисты, лозунги, награды. И наоборот. Почему проиграли? - Как-то вот настроения не было. Ну, не было, и все тут. Оттого все и не клеилось. И все с пониманием вздыхают.

Не так ли бывает и с предприятиями, учреждениями?

Самый субъективный фактор.
Организационная культура - душа организации. И в этом смысле она подвержена смене эмоциональных состояний, в обиходе называемых настроением: от радостного энтузиазма до апатии и даже отчаяния.. Коллективное настроение, в отличие от индивидуального, распределено неравномерно по подразделениям, специальностям, категориям работников и уровням иерархии. Поэтому речь идет о доминирующих группах, определяющим образом влияющих на деятельность организации.
Опять же, в отличие от индивидуального, коллективное настроение более устойчиво, не так быстро меняется. Зато создать коллективное настроение труднее, чем индивидуальное.
Эти коллективные настроения бывают длительными, относительно постоянными. Или же ситуативными, краткосрочными взлетами, падениями групповых эмоций.

Настроения задают эмоциональный тонус организации, который существенно сказывается на работе. Высокий эмоциональный тонус побуждает работников выполнять свои функции на высшем уровне возможного, и даже больше своих прямых обязанностей. Согласитесь, при прочих равных здесь возникает конкурентное преимущество организации. 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАСТРОЕНИЕ: эмоциональный тонус коллектива подразделения, предприятия, всей компании, который характеризует их психологическую энергетику, готовность к тому или иному поведению в труде. Например, паника, уныние, тревожность, равнодушие, шок, уверенность, подъем, энузиазм. Имеет значение для предотвращения конфликтов, оценки возможности проведения некоторых мероприятий, уровня управляемости, качества руководства и т. д.

Хорошее организационное настроение складывается из двух составляющих:
ДЕЛОВОГО ОПТИМИЗМА, т. е. уверенности коллектива в успехе планируемых действий, доверия руководству и коллегам. Оптимизм в организаии достигается через предложение образа ее желаемого будущего (VISION), дохновляющего сотрудников; очередными достижениями в бизнесе, прямоили косвенно улучшающими положение персонала; личными качествами лидеров;
РАДОСТНЫХ СОБЫТИЙ, эмоционального возбуждения, возникающего на неофициальных мероприятиях с коллективным участием (юбилеи фирмы, загородные пикники, дни рождений, конкурсы на лучших по профессии и т. п.), а также публичной оценки достижений работников, подразделений и т. д.

Понятно, что настроение организации обычно связано с ее жизненным циклом: оно выше на этапе ее роста и ниже при старении. Связано оно и с положением в макроэкономике, личным составом сотрудников, их сравнительной самооценкой своего положения и перспектив. Но особенно оно зависит от качества управления: слаженности работы, четкости функций, позитивной мотивации, ну и Вы сами знаете, чего еще.
Бывают устойчивые, длительные состояния организации с высоким эмоциональным тонусом. Есть фирмы, принадлежностью к которым гордятся, куда постоянно шлют свои резюме амбициозные профессионалы, где деловой оптимизм умеют сочетать с радостными событиями. Наверное, можно говорить даже о сангвиническом темпераменте таких организаций (как и меланхолическом других).

Чаще встречаются ситуативные настроения подъема, возникающие сугубо событийно. Их эффект не переходит в деловой оптимизм и вскоре гаснет.
Вполне процветающие клиенты иногда говорят уже при первой встрече: "Мои сотрудники работают хорошо, но исчез блеск в глазах". Они имеют в виду именно обсуждаемый здесь предмет. А если Вы поинтересуетесь историей организации у подчиненных, они скажут: "Раньше работалось как-то веселее". Спросите о причинах и получите типичный ответ: "Когда-то все было ново, мы знали, к чему стремиться. Теперь вроде все достигнуто, успокоились. Только новички пытаются иной раз что-то менять, к чему-то звать, но окружающие их успокаивают».

8 видов организационных настроений 

1) ПАНИКА: при кризисе, разрушении компании из-за ошибок руководства, внезапных резких ухудшениях в среде, когда работники стремятся покинуть организацию скорее; 
2) УНЫНИЕ: т. е. усталость от неудач, демотивирующего стиля руководства, бесперспективности и бессилия работников изменить что-либо; 
3) ТРЕВОЖНОСТЬ: при неопределенности, слухах о непонятных реорганизациях, перемещениях или изменениях в оплате, ужесточении требований к работникам; 
4) РАВНОДУШИЕ: когда каждого сотрудника интересует только его собственное положение, нет внимания к общеорганизационным делам и делам коллег; большинство работников не держатся за свои места и готовы покинуть их при подходящей возможности; 
5) НАДЕЖДА: отличается ожиданием новых шансов, настроенностью на улучшения в делах компании и, как правило, в положении многих сотрудников; появляется от позитивных инициатив руководителей или подразделений влиятельных работников, принятых к реализации; 
6) УВЕРЕННОСТЬ: спокойная деловитость, чувство достаточного благополучия, благоприятное отношение к будущему организации и своему месту в ней; 
7) ПОДЪЕМ: энергичная активность персонала в работе, позитив в отношениях, много предложений по инновациям; 
8) ЭНТУЗИАЗМ: возбуждение эмоций по поводу радостного события или многообещающей перспективы; готовность делать больше обычного даже ценой напряженных усилий, жертвовать личным временем. 

Взаимосвязи настроений
Нетрудно заметить, что среди этих 8 видов организационных настроений устойчивыми являются только «РАВНОДУШИЕ» и «УВЕРЕННОСТЬ», остальные же - кратковременны. Хотя "УНЫНИЕ", "ТРЕВОЖНОСТЬ" и "ПОДЪЕМ" могут длиться относительно долго, пусть даже при большой сменяемости персонала. Руководители чаще, конечно, стремятся к достижению в своих организациях состояния "е" - "УВЕРЕННОСТЬ".
Но если организационное настроение близко к "УНЫНИЕ", то изменить его можно через достижение "НАДЕЖДА" и даже, минуя на какое-то время "УВЕРЕННОСТЬ", выйти на "ПОДЪЕМ", а то и на "ЭНТУЗИАЗМ". А уже потом войти в желаемое настроение "УВЕРЕННОСТЬ".
Предложите Вашему клиенту найти свою организацию на этой "шкале настроений". Пусть то же сделают другие руководители подразделений, другие сотрудники. Сопоставьте их оценки. И если первые 4 пункта на "шкале оргнастроений" отмечаются, помогите ему поработать над источниками делового оптимизма и радостных событий.
В случае же второй четверки помогите ему задуматься: как "заземлить" на ту же "уверенность" любое из других настроений его организации.
Чувства обычно бывают сильнее разума. Именно в их тонких пластах залегают энергоносители организации.

Визуализация тут

Как оценивать организационное настроение? Оценка во многом облегчается довольно высокой наблюдаемостью этого феномена: "радостные" организации редки и ярки, там все наглядно. В противоположных случаях тоже.

Как формировать деловой оптимизм и создавать радостные события?
Какова последовательность действий?
Первое - намечено содержание события, точнее говоря, решено это содержание превратить в событие, обогатить его соответствующим настроением.
Второе - создано ожидание важного события.
Третье - состоявшееся событие внесло деловой оптимизм и завершилось эмоциональным подъемом.
Четвертое - новое ожидание, но не появления события, а участия в нем, создания его.
Пятое - событие состоялось и снова было усилено эмоциональным событием.
Положительные эмоции как витамины подкрепляют здоровье организации, активизируют в ней необходимые процессы, повышают ее жизнеспособность.

Источник: А.И.Пригожин "Методы развития организаций"

Услуги

Диагностика и анализ

Диагностика, ситуационный анализ и аудит. Выявление патологий.

Разработка целей

Ценности и бизнес-цели - что мы хотим и как мы это хотим.

Стратегия

Разработка сбалансированной стратегии развития - маркетинг + менеджмент.

Action plan

Действовать! Не просто консалтинг, а работа по внедрению необходимых решений. Оценка. контроль и корректировка.

Информация

about
img09

Карта сайта

Читать

Эксперт в развитии, оптимизации и безопасности бизнеса

img09

Для чего?

Читать

Мы решаем задачи!

img09

Моя работа

Читать

Актуальные управленческие решения - Мы заботимся!

Звоните!



Всегда рад Вас слышать




Свяжитесь со мной, если вам нужна помощь, хотите поделиться идеей или просто сказать привет.



Следите за новостями

short